

Инженерная школа
Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Об этом заявил премьер – министр страны Михаил Мишустин. Вот почему профориентация воспитанников является очень актуальной
В соответствии с Законом Об образовании дошкольное образование определяется как начальный уровень общего образования, поэтому дошкольное учреждение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.
Цель детской профориентации в дошкольном образовании — расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В нашем детском саду реализуется проект «Инженерная школа».
Необходимо подчеркнуть социальную значимость проекта: в нашем регионе инженеров – судостроителей готовят высшие учебные заведения, в школах нашего округа (и региона) открываются судостроительные классы. В регионе работает Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», который строит военные и гражданские суда, вот почему мы решили присоединиться к этой работе.
Реализация проекта обеспечивает взаимосвязь и преемственность с образовательной программой, реализуемой в МАДОУ:
Вариативная часть ООП МАДОУ ЦРР – детского сада №4, формируемая участниками образовательных отношений, содержит парциальную программу Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева «От Фребеля до робота». Растим будущих инженеров». В разделе «Содержание образовательной деятельности» ООП указано, что педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей.
Дети стремятся к тому, что они понимают. Врач — лечит, космонавт — летит в космос, учитель учит. А что делает инженер? Именно в простом вопросе «Кем быть?» зарождается первичная профилизация. Перед педагогами детского сада стоит задача рассказать детям о том, чем занимается инженер.
Наш детский сад работает по направлению раннего физико – математического развития, наши дети получают первоначальные знания в области физики, математики, занимаются робототехникой, техническим творчеством, учатся создавать собственные программы. В детском саду сформирована современная развивающая предметно – пространственная среда в соответствии со стандартом дошкольного образования.
Таким образом, созданы условия для открытия собственной «Инженерной школы в детском саду».
Мы начинаем знакомить детей с профессией инженера с раннего возраста.
Малыши играют в конструктор Лего, Дупло, с пирамидками, с деталями разных геометрических форм. Малыши могут поставить колеса на машину или закрепить, например, крылья у самолета. Начинают осваивать сюжетно-ролевые игры, придумывают сценарии игры, сюжеты, действуют с шестеренками, используют разные инструменты: пластмассовую отвертку, гаечный ключ, плоскогубцы, молоток.
Дети среднего возраста играют с магнитными конструкторами, могут запомнить и воспроизвести большой объем информации, экспериментируют и наблюдают. Дети знакомятся с явлением магнетизма, инерции, силой трения, что, несомненно, важно для инженера.
6 – 7 лет - самый ответственный период в жизни ребенка. Маленький инженер
выполняет задания по схемам и придумывают свои, уверенно действуют с электронным конструктором.
В нашем детском саду открыт кабинет «Инженерная школа», здесь каждый ребенок может стать инженером – исследователем, инженером - космонавтом, инженером- программистом, инженером – атомщиком, инженером – судостроителем.
В прошедшем учебном году мы начали работу в «Инженерной школе», сделав акцент на судостроении. Таким образом наша Инженерная школа получила название «Инженерная школа. Судостроение». Дети знакомятся с разными видами кораблей: рыболовными, военными, спасательными. Инженеры – судостроители знакомятся с флотом, профессиями людей, работающих на флоте, строят корабли из конструкторов, программируют их, спускают на воду, нагружают разными грузами.
В прошедшем учебном году наши воспитанники начали работу над проектом «Орлята России». Проект направлен на возможность каждому ребенку проявить свой потенциал, заняться творчеством и получить полезные навыки для взрослой жизни. Дети учатся быть самостоятельными, ответственными и инициативными.
В рамках трека «Орленок – Эрудит» в нашем детском саду продолжается реализация проекта «Инженерная школа. Судостроение»
Мы представляли свой опыт работы по данному направлению на разных уровнях. Был представлен опыт для:
- делегации МАОУ города Новосибирска «Образовательный центр-гимназия №6 «Горностай» в сентябре 2022 года;
- для директоров школ Зеленоградского округа в мае 2023 года;
- на районной августовской педагогической конференции «Семья и школа: создаем будущее вместе» в 2024 году;
- на региональной конференции дошкольного образования «Семья-ребенок-детский сад: формирование системы эффективного взаимодействия участников образовательных отношений» в 2024 году;
- на выставке в Законодательном собрании Калининградской области в мае 2024 года;
- для педагогов стажировочной площадки из Ярославля в октябре 2023 года;
- для педагогов стажировочной площадки «Создание единого образовательного пространства образовательной организации: современные подходы и методы» в апреле 2023 года;
- для делегации педагогов из Гродненской области в июне 2023 года
- для делегации педагогов из республики Саха (Якутия) в феврале 2024 года;
для делегации педагогов из Твери в мае 2024 года.
И даже если воспитанник в будущем не станет инженером или конструктором он станет успешным, активным, любознательным, способным решать личностные и интеллектуальные задачи, ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, вырастет логично мыслящий человек с прочным осознанием своего места в социуме что и предполагает современный стандарт дошкольного образования.